Как распознать качественное пиво. Цветность пива
26.05.2016 04:14
Во всем мире при изготовлении пива используются одни и те же ингредиенты: хмель, солод, вода и дрожжи. Десятки и даже сотни стилей этого напитка появились, благодаря разнообразию методов его варки. Фантазии пивоваров здесь безграничны. Пиво, фасованное в кеги разных стилей и производителей популярно во всем мире.
Роль солода и пивных дрожжей в пивоварении
Солод, который чаще всего используется в технологии приготовления пива, представляет собой пророщенные зерна, содержащие необходимое для брожения количество сахара. Высушенные зерна обжариваются и измельчаются. В таком виде они варятся в воде.
В охлажденный отвар добавляются пивные дрожжи, под воздействием которых происходит процесс брожения.
Брожение бывает:
- верховое;
- низовое;
- самопроизвольное.
В зависимости от вида дрожжевых грибков, брожение бывает верховым или низовым. Грибки, предпочитающие прохладную среду (5-14°С), при брожении опускаются вниз, в результате чего получается пиво, именуемое лагером (lager). Для верхового брожения необходима температура от 15 до 20°С. Сладкое и крепкое пиво, изготавливаемое по этой технологии, называется эль (ale).
Напиток, получаемый при самопроизвольном брожении, получил название ламбик (lambic). Изготавливают такое пиво в Брабанте (Бельгия). Для его производства не нужны дрожжи. Пивное сусло заливается в деревянные бочки, которых хранилось вино - бургундское, херес или портвейн. Брожение вызывается микроорганизмами, оставшимися на стенках и попадающими из воздушной среды.
Влияние зерна на стиль пива
На стиль пива влияет и зерно. Чаще всего для его производства используется ячмень, реже другие злаки - овес, рожь, пшеница, рис, кукуруза, полба.
Например, бельгийское (belgian wheat beer) и немецкое пиво (weizen или weissbier) верхнего брожения готовят из пшеницы.
Нередко используются и не пророщенные зерна. Примером такого пива является британский тёмный эльстаут (stout). В его производстве используется поджаренный ячмень, не подвергшийся соложению.
От чего зависит цвет и вкус пива
Цвет продукта определяется температурой сушки и жарки солода, варьируется от светлого янтарного дочерного, почти обугленного. К примеру, британский эль битер и чешский лагер пильзнер делается из светлого солода, а британский эль портер - из темного коричневого.
Вкус зависит от сорта хмеля. Используются как селекционные сорта, так и традиционные - тетнангский, галлертаусский, жатецкий и бювранский. Немаловажная роль отводится и методам обработки шишек. Для ламбика хмель выдерживается 3 года и более.
В отдельные виды пива добавляются дополнительные компоненты (фруктовые соки, имбирь и др.).Например, при добавлении темной вишни получают бельгийский ламбик крик, малину добавляют вфрамбозен (фрамбуаз).
Коллекционное пиво
Импортное пиво оптом бывает повседневным со сроком хранения от 3 до 6 месяцев и коллекционным с обязательным периодом созревания и необходимостью грамотного хранения.
Для выдержки используются не все стили, а лишь немногие. Обычно это крепкие напитки с невысоким содержанием хмеля. Примером может быть бельгийский крепкий эль, имперский стаут, английский эль«ячменное вино», английский старый эль, ламбик и другие.
Пиво помещается в тёмные бутылки с маркировкой на этикетке «bottle conditioned», плотно закупоривается.
Стиль пива, бывает, обозначается и его происхождением. Кельнский эль варят только в Кельне, а траппистский эль - в монастырских пивоварнях Бельгии и Голландии.
На фотографии:
- Биттер - с приятной горечью и полным отсутствием сахара английский эль.
- Портер - темное британское пиво с ароматом жженого солода верхового брожения.
- Вайсбир/вайцен - легкий, утоляющий жажду, пшеничный немецкий эль с гвоздичным ароматом и острым вкусом.
- Берли вайн - сладкое и крепкое пиво или «ячменное вино» длительного хранения.
- Крик - бельгийский ламбик с добавлением темной подвяленной вишни.
- Пильзнер - светлый чешский лагер, обладающий специфическим хмелевым ароматом и горькимвкусом.
- Мерцен - янтарного цвета немецкий лагер.
Не секрет, что на сегодняшний день в мире производится огромное количество различных видов пива, каждый из которых имеет свои характерные особенности и вкус. В силу того, что производство этого напитка известно миру уже несколько веков, эксперты, специалисты и простые любители пива изыскали свои методы и технологии проверки качественных показателей пива. Мы же постараемся максимально четко и раскрыто рассказать о том, как же на самом деле оценить качество.
Пивная пена
Пена - важный критерий оценки качества пива. Если пена жидкая, с большим количеством пузырьков, рыжего цвета, неприглядная на вид, то это пиво не является первосортным. У хорошего пива пена должна быть компактная и монолитная, без пузырьков и совершенно белая. Проведите эксперимент, налейте пиво в большой бокал. Пиво хорошего качества должно иметь высоту пены не менее 4 см и сохранять ее не менее 4 мин. Если пена ниже или исчезает за меньший промежуток времени, значит, оно не совсем качественное. Далее слегка подуйте на пену. Если пена исчезает, значит, пиво плохое, если она изгибается, значит, хорошее. Затем положите монетку сверху на слой пены. Если она не тонет, то это еще один показатель хорошего качества. Кроме того, пена должна прилипать к стенкам. Если после того, как вы выпили пиво, на стенках бокала остались следы пены, все в порядке, то вы пили хорошее пиво. Если же следа нет, то возникает вопрос: а действительно ли это настоящее пиво.
Цвет пива
Пиво бывает светлое или темное. Но также стоит учитывать, что практически каждая марка имеет свой оттенок. Нужно понимать, что в понятие «цвет» вкладывается не только характерный оттенок, но и прозрачность и наличие/отсутствие цветовой гаммы.
Самые жесткие требования предъявляются к светлому пиву, его цветовая гамма должна быть прозрачной, чистой, золотистой. Важно, чтобы светлое пиво не имело коричневого, красного или зеленого оттенка. Что касается фильтрованного, оно должно блестеть.
Что касается темного пива, то оно может не блестеть, быть непрозрачным и коричневым. Определить качество по цвету на самом деле достаточно сложно, так что это под силу только профессионалу.
Запах пива
Наибольшее значение при оценке пива имеет обоняние. Когда мы пробуем пиво "на вкус", то воспринимаем его не языком, а в основном носом, когда вдыхаем и выдыхаем аромат дегустируемого напитка. Объясняется это просто: обоняние человека гораздо более многогранно и чувствительно, чем вкус.
Оценить качество по запаху можно, проанализировав гармоничность сочетания всех запахов при вдыхании и выдыхании напитка. Опытные дегустаторы при характеристике запахов используют следующие понятия: чистый, хмелевой, слабый хмелевой, свежий, дрожжевой, цветочный, а также запах испорченного пива (тухлый или кислый).
Вкус пива
Существуют всего четыре элементарных ощущения вкуса: сладкое, горькое, кислое, соленое. Впрочем, большинство марок пива содержит в разных сочетаниях все четыре вкуса. И понятие "вкусное пиво" складывается из комплексного ощущения всех четырех, причем ощущения не мгновенного, а растянутого во времени. Последовательный переход от сладкого к кислому, соленому и горькому должен дать приятные ощущения, как и общее послевкусие, когда работают все четыре группы вкусовых сосочков. Малейший диссонанс - и прелесть вкуса исчезает. Пробуя пиво "на вкус", мы пользуемся языком, щеками, небом, губами. Впрочем, только язык дает нам представление о вкусе - губы, щеки, небо могут дать нам только осязательные и тепловые представления о напитке. А это не мало: температура, консистенция, вязкость, терпкость, маслянистость -все это ощущается полостью рта, язык в этом не участвует.
У светлого пива должна преобладать тонкая хмелевая горечь - экстрактивные вещества должны быть почти незаметны. После питья светлое пиво должно оставлять на языке быстроисчезающий вкус хмелевой горечи. Послевкусия хорошее светлое пиво практически не имеет. Качественное светлое пиво характеризуется такими вкусовыми терминами как "чистый", "полный", "гармоничный", "выраженный".
Темное пиво, наоборот, должно быть сладковатым и не оставлять хмелевой горечи - его вкус более полный, в результате чего пиво кажется более "плотным". После питья темное пиво должно оставить только вкус солода, без горького послевкусия. Вкус хорошего темного пива характеризуется как "слабовыраженный", "пустой", "солодовый", "сладковатый".
Очень важной характеристикой пива является не только вкус, но и послевкусие, то есть тот привкус, который остается во рту некоторое время после того, как напиток проглочен. Кстати, длительное ощущение горечи в послевкусии свидетельствует о низком качестве пива, поскольку оно вызывается низким качеством используемых в приготовлении пива продуктов или нарушением технологии.
Дымок после открытия крышки
Если вы увидели дымок после открытия крышки, значит, что пиво искусственно обогатили углекислым газом. Такое пиво настоящим не назовешь. Кроме того, большая концентрация углекислого газа может негативно сказаться на работе желудка.
Плотность пива
Плотность пива - это концентрация массовой доли сухих веществ в начальном сусле. Обычно она выражается в процентах. На показатели содержания алкоголя и плотности нужно смотреть комплексно. Обычно чем ниже в пиве содержание спирта, тем ниже и его плотность. У крепкого пива плотность должна быть выше 14%, у пива с малым содержанием алкоголя – 5%, среднее по содержанию спирта пиво должно иметь до 12% плотности.
Срок годности
Срок годности может быть от 3-х суток до года. Все зависит от того, была ли проведена пастеризация. Естественно, лучше пить живое пиво. На любой пивной этикетке есть две цифры. Первая - процент алкоголя, вторая - плотность напитка.
Надеемся, что Ваше пиво всегда будет качественным.
Цвет и прозрачность являются показателями пива, которым в настоящее время придается большое значение. Это связано с тем, что по прозрачности современные потребители часто оценивают общее качество пива, а по цвету судят о его концентрации Ьажно, чтобы зрительное впечатление от пива в стакане было приятным и соответствовало требованиям потребителей.
Цвет пива является отличительным признаком отдельных типов пива (светлого и темного). Кроме того, почти каждый сорт пива в зависимости от типа имеет свой особый оттенок. Разницу в цвете каждого типа пива определяет состав солодовой засыпи. иднако при производстве светлого пива одного типа даже при использовании солода одного цвета нельзя получить пиво одной цветовой интенсивности и одинакового оттенка. Самое большое влияние на цвет и оттенок оказывают пивоваренная вода, процесс затирания, кипячение заторов и варка с хмелем. Эти процессы повышают цвет сусла по сравнению с цветом лабораторного сусла. Наоборот, при брожении цвет всегда снижается; в свою очередь это снижение не всегда одинаково и зависит от использованной культуры пивных дрожжей. Из этого вытекает, что на результирующий цвет пива влияет весь технологический процесс. Окислительные процессы тоже очень существенны. Важно, чтобы цвет одного сорта пива не слишком колебался. Значительные отклонения от стандартного цвета и нечистые цветовые оттенки встречаются главным образом у светлого пива.
Светлое пиво пильзенского типа имеет чистый, светлый золотисто-коричневый цвет. Особенно не отвечает этому типу пива светлый, зеленоватый цвет, а также красноватые и коричневатые (ржавые) оттенки. Большим недостатком является слишком темный, нестандартный цвет светлого пива (свыше 0,75-0,80 мл 0,1 н. раствора йода). За рубежом в настоящее время особым спросом пользуются светлые сорта пива очень светлого цвета, которые считаются признаком тонкого вкуса. Однако производство очень светлого пива с цветом ниже 0,40 мл 0,1 н. раствора йода связано с опасностью нарушения основных вкусовых свойств пива. В Чехословакии допустимая норма минимального цвета 0,50 мл 0,1 н. раствора йода. Слишком светлое пиво пильзенского типа потребители часто считают пустым и нехарактерным.
Светлое пиво кроме хорошего цвета также должно иметь хорошую прозрачность и «искру», которая определяется по блеску при просматривании через стекло стакана, в котором резко преломляется свет. Блеск должен быть янтарный без посторонних оттенков, главным образом серого. По сильному блеску потребители часто судят о чистоте и совершенстве продукта. Существует мнение, что пиво «пьют глазами», поэтому перед розливом его всегда фильтруют, чтобы оно было с блеском. Однако при слишком резкой фильтрации пиво утрачивает некоторые вкусовые и пенообразующие вещества.
К темному пиву мюнхенского типа не предъявляются такие строгие требования по цвету. Стандарт качества допускает очень широкий диапазон цвета: от 3,0 до 10,0 мл 0,1 н. раствора йода, т. е. от коричнево-красного (гранатового) цвета до более темных оттенков (пиво почти непрозрачно). Темное пиво разных цветовых оттенков отличается также по основному вкусу. У более светлого пива обычно преобладает чисто солодовый, хорошо выравненный вкус. Наиболее темные сорта имеют ярко выраженный вкус специальных солодов (главным образом обжаренного солода). Из-за очень тесной связи между цветом и вкусом даже у темного пива цвет не должен слишком колебаться.
Цвет пива, разлитого в транспортную тару, обычно уже не изменяется. Светлое пиво в бутылках, однако, может изменить цвет в результате окисления при пастеризации. Такое же влияние может оказать прямой солнечный цвет, от воздействия которого пиво надо защищать.
Технологическим мероприятием, с помощью которого можно поддерживать одинаковый цвет и остальные свойств каждого сорта пива, является перемешивание солодов разных партий предназначенных для варки, а также смешивание сусла молодого пива и готового.
Определит цвет вашего пива основываясь на количестве и цветности используемых сбраживаемых ингредиентов (солод, жженый сахара, солодовый экстракт и т.д.) в рецепте. Если определенный ингредиент имеет высокий показатель цветности и его использование в пиве придостаточное, то и пиво аналогично получается более темное.
Существует три основных системы характеризующие цветность пива - это градусы Ловибонда (0 L), SRM и EBC. Причем система EBC бывает как по старому, так и новому методу определения, что может запутать некоторых пивоваров. Метод Ловибонда является самым старым и был разработан Д.У.Ловибондом в конце 19 века, а если быть точным в 1883 году. Он заключается в определение цвета методом его сравнения со специальными цветными стёклышками. Но так, как человеческий глаз может определять цвет по разному, на замену этому методу пришел SRM, который определяет цвет с помощью специального прибора - спектрофотометра. Во время внедрения SRM (Standard Reference Method) в Европе был независимо разработан свой метод определения цвета и назван был EBC (European Brewing Convention). С течением времени уже в 2000 годах старая система EBC была заменена на новую, но многие европейские пивовары и солодовики не последовали этой рекомендации и до сих пор продолжают пользоваться более старой системой измерения.
SRM и 0 L имеют практически одинаковое значение, а вот EBC отличается и эта зависимость была выведена в специальных формулах:
ЕBC (новый метод) = SRM * 1.97; SRM = EBC / 1.97;
EBC (старый метод) = 2.65 * SRM - 1.2; SRM = 0.377 * EBC + 0.45;
В связи с тем, что старый метод является в настоящее время более востребованым, наш пивоваренный конструктор рецептов вычисляет старый EBC по соответствующей формуле указанной выше. А сам цвет пива вашего рецепта определяется по этой формуле:
SRM = 1,5 * (W * 2,2 * S / (V * 0,26)) ^ 0,68 , где
W - вес сбраживаемого ингредиента в килограммах
S - цвет сбраживаемого ингредиента в SRM
V - размер (объем) партии сусла после кипячения, л
Полученное арифметическое значение и есть приблизительный цвет вашего рецепта, который для наглядности отображается в бокалах с пивом (см. рисунок выше). Увы, этот цвет является всего лишь приблизительной мерой оценки. А на практике же он может значительно отличаться, причем у каждого пивовара по разному. Для наглядности, ниже я привожу список факторов, оказывающих влияние на цветность:
- Состав вашей пивоваренной воды. Важный микроэлемент в воде, который влияет на цвет пива - это карбонаты или гидрокарбонаты . Чем выше показатель этих ионов в вашей воде, тем темнее получится ваше пиво. Эти вещества повышают щелочность воды, что приводит к лучшему вымыванию красящие веществ из зерна. Учитывая этот фактор существуют нормы содержания этого иона в воде. Для светлых сортов пива их количество не должно превышать 50 мг/л, для янтарных (полутемных) 50-150 мг/л, а для темных сортов пива их содержание желательно еще выше, но не более 350 мг/л.
- Оттенки сбраживаемых ингредиентов. Существует разные типы солода, одни обладают красноватыми оттенками другие коричневатыми, а третье насыщенными черными или жжеными и т.д. Так же сочетание разных типов может создавать разные оттенки в готовом пиве. Это означает, что калькулятор не сможет очень точно передать эти оттенки в вашем рецепте.
- Время и интенсивность кипячения сусла , а так же промежуток нахождения сусла в горячем состояние. Дело в том, что чем дольше сусло кипятиться или находится в горячем состояние, тем больше образуется материалов горячего распада, которые повышают цветность сусла. Поэтому для светлых сортов пива долгое кипячение , а так же выдерживание в горячем состояние после кипяченияне желательно . А вот для темных сортов пива может это и имеет смысл.
- Пригорание затора или солодового экстракта. Если нагрев затора происходит прямым путем (например, в кастрюле на газовой комфорке), тогда возможно пригорание его частей при некачественном перемешивание. Это так же касается солодовых экстрактов во время кипячения. Пригорание вызывает карамелизацию сахаров, что повышает цветность и может значительно ухудшить вкус готового пива.
- Окисление. Кислород один из главных врагов пива, который портит его качество на всех стадиях производства пива. По мимо ухудшения вкусовых качеств и свойств хранения напитка, происходит так же повышение его цветности. Поэтому старайтесь минимизировать воздействие воздуха на всех этапах приготовления пива, кроме аэрации сусла перед брожение, что является необходимостью для нормальной работы дрожжей.
- Различия в показателях цветности солода от партии к партии. К сожалению от партии к партии разные показатели ваших ингредиентов могут отличаться, к ним относится и цветность то же. Поэтому обращайте внимание на показатели вашего нового купленного ингредиента перед его использованием. Возможно вам придется подкорректировать его количество перед использованием в рецепте.
Резюмируя сказанное, хочется добавить: если ваше пиво получилось значительно выше по цвету, чем предсказывает калькулятор , тогда возможно стоит обратить внимание на эти факторы, что бы устранить недостатки при варке следующего рецепта.
Хорошего пивоварения!
Цветность пива в большой степени определяет его вид (например, «светлое» и «темное» пиво). Очень светлое пиво Pilsener или южно-немецкие сорта пива характеризуются цветностью в 5,3-7,5 ед. ЕВС, пиво Dortmunder, крепкое лагерное и пиво Export - 9,5-11 ед. ЕВС, венское (Wiener) и пиво Maerzen - 18-30, а темное пиво - 45-95 ед. ЕВС.
Окраска пива должна быть чистой и соответствовать данному виду пива. Изменение окраски может быть следствием применения некачественного сырья, не пригодной пивоваренной воды, сбоев в процессе приготовления сусла, недостаточного отделения мути, а также вялого протекания брожения. Цветность определяется качеством, степенью растворения и сушкой солода. В производстве темного пива для получения желаемого цвета дополнительно используют жженый (около 1 %), а также (иногда) карамельный солод. Целесообразность дополнительной «подкраски» пива в процессе пивоварения зависит от вышеуказанных факторов. Сильно высушенный солод (при температурах 90-100 °С) из-за высокого содержания полифенолов и антоцианов и образовавшихся в результате красящих веществ (первичных и вторичных продуктов реакции Майяра) вызывает более сильное окрашивание пива, чем солод, высушенный при более низких температурах (около 80 °С).
Слаборастворенный, осторожно подвяленный и высушенный солод (при температуре 80 °С) привносит в затор незначительно подкрашивающие вещества. Задерживают цветообразование замочная вода, отрицательная остаточная щелочность, кондиционирование солода грубого помола, отделение оболочек, короткий способ затирания, а также жидкое первое сусло. Аэрирование при затирании, фильтровании и кипячении сусла, а также при его длительной обработке горячим воздухом способствует более сильному окрашиванию фенольными веществами. Чрезмерная тепловая обработка сусла (например, при кипячении или в танке для горячего сусла) способствует дополнительному образованию продуктов реакции Майяра и, тем самым, увеличению цветности. В ходе брожения из-за снижения значения pH начинается отчетливое осветление молодого пива, которое в итоге и определяет цветность пива. На процесс осветления влияют также фильтрование или использование высококачественных адсорбентов.
Изменение цвета от солода до пива (из расчета 12 %-ного начального сусла) на примере светлого пива идет следующим образом: конгрессное (лабораторное) сусло - 4,2, первое сусло - 5,5, сусло в сусловарочном аппарате (с доливами) - 6,5, горячее охмеленное сусло - 7,5, начальное сусло - 8.3, пиво - 6,0 ед. ЕВС. При высоком содержании кислорода цветность бутилированного пива может повыситься на 0,5-1 ед. EBC с образованием красновато-коричневого оттенка.